Управление и Безопасность в бизнесе. Реальность и Амбиции...

Категории раздела

Мои статьи [1]
Управление и стратегии [14]
Контроль и безопасность [8]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Контроль и безопасность

Уроки безопасности бизнеса: «Безопасность сетевых супермаркетов. Предотвращение хищений и краж».
В современных условиях успешное развитие и продвижение бизнеса в сегменте торговли во многом зависит от системы обеспечения его безопасности, выявления и предотвращения внутренних и внешних угроз, сохранности товарно-материальных ценностей. Одним из существенных рисков в сфере оптово-розничной торговли, несомненно, являются хищения и кражи. В зависимости от типа супермаркета (продуктовый, промтоварный, бытовой техники и т.д.) убытки, причиненные хищениями, составляют в среднем от 10 процентов всех потерь, при этом в продуктовых супермаркетах эта цифра составляет около 30 процентов. В товарном выражении потери супермаркетов от хищений и краж составляют от 0,5 до 3 % товарооборота, однако, этот показатель не является объективным, поскольку собственники и управляющий персонал супермаркетов не разглашает информации относительно собственных потерь, ибо действует в условиях конкуренции. С целью минимизации затрат и возмещения ущерба, причиненного хищениями, управляющему персоналу супермаркетов приходится не только увеличивать товарооборот, но зачастую и повышать цены, увеличивая тем самым норму прибыли, что ставит их в заведомо невыгодное положение перед конкурентами.
Вышеуказанное свидетельствует о необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности и предотвращению возможных потерь от хищений и краж и соответственно, увеличению инвестирования в охрану и безопасность. Последнее (инвестирование), расценивается некоторыми собственниками негативно и они идут по пути минимизации затрат на безопасность, однако проведя несложный анализ можно придти к выводу: инвестирование в безопасность – минимизация потерь торгующего предприятия. 

Хищения и кражи в супермаркетах. Способы совершения преступлений.
По субъектному составу хищениями делятся на следующие виды:
1) Кражи, совершаемые покупателями, посетителями. 
2) Хищения, совершаемые непосредственно персоналом.
3) Хищения, совершаемые в сговоре между персоналом супермаркета и покупателями, либо преступные группы, организовавшиеся непосредственно в супермаркете. (Состав групп может быть различный: кассир – покупатель, экспедитор – грузчик, охранник – продавец, бухгалтер – товаровед и т.д.).
Наиболее характерные способы совершения хищений покупателями: 
1. Хищение с последующим употреблением продуктов питания, напитков непосредственно в самом супермаркете (торговом зале, подсобных, служебных или складских помещениях) и соответственно без дальнейшей оплаты товара.
2. Хищение мелкого, малогабаритного товара с припрятыванием в собственной одежде или вещах, кража товара из магазина путем надевания на себя несколько пар одежды.
3. Помещение покупателем мелкого товара в упаковку из-под крупного товара, в случае когда в кассовой зоне кассир не проверяет, что находится внутри упаковки а лишь считывает штрих-код предоставленного товара, спрятанный товар похищается покупателем без оплаты.
4. Подмена товара покупателем, когда последний переклеивает с дешевого товара, находящегося в ассортименте на более дорогой штрих-код и таким образом совершает хищение более дорогого товара.
5. Кражи из торгового зала, когда товар похищается с последующим выносом минуя кассовую зону через смежные, складские помещения пр.
Следует отметить, что вышеуказанные виды хищения характерны как для покупателей так и для персонала супермаркета.
Хищения, совершаемые персоналом супермаркетов:
1. Хищения, совершаемые в ходе транспортировки товара или его приемки на склад. Данный вид хищения может быть совершен водителем, экспедитором когда при выполнении разгрузки обнаруживается недостача товара согласно приходно-расходных документов. Возможен также сговор складских работников, персонала, ответственного за приемку товара с водителем, экспедитором в случае когда при разгрузке поставляемого в магазин товара производится незаконная загрузка якобы некачественного, неликвидного и др. товара, для возврата поставщику.
2. Хищения, совершаемые в ходе перемещения товара в торговый зал либо на склад в случае, когда товар признается некачественным (возврат товара на склад). 
3. Хищение, совершаемые персоналом непосредственно в торговом зале.
4. Хищение денежных средств кассирами. Характерным способом совершения данного преступления является то, что после оплаты покупателем товара, последний не всегда забирает кассовый чек. В этом случае кассир осуществляет отмену чека и похищает наличные деньги. Возможно также хищение наличных денег в случае когда покупатель приобретает большое количество единиц товара, что дает возможность кассиру провести один и тот же товар дважды. Таким образом, покупатель оплачивает большую сумму. После ухода покупателя, кассир делает чек на отмену проведенных дважды позиций и похищает деньги.
5. Хищения, совершаемые кассиром в сговоре с покупателем. Характерными особенностями данного преступления является следующее: сговор кассира с другим лицом – покупателем, когда кассир проводит через кассу лишь часть покупок покупателя. Возможна также имитация проведения чека через кассу когда кассиром закрывается штриховой код и имитируется сканирование. Также пользуясь тем, что иногда штрих - код не считывается сканером, кассир пробивает код товара вручную. В случае сговора с покупателем в этой ситуации кассир может пробить более дешевый код.
6. Совершение хищений группами, сложившимися непосредственно в супермаркете. Состав групп, как указывалось выше, может быть различным как и способы совершения преступлений. Наиболее характерными из них являются: реализация продукции внешне схожей с аналогичной, реализуемой в супермаркете, но гораздо более низкого качества и соответственно закупаемую продавцом супермаркета самостоятельно по более низкой цене, что позволяет произвести замену товара. Возможны также хищения, совершаемые специалистами баинга (отдела закупок), финансовых работников, товароведов в ходе заказа товаров по заведомо завышенным для супермаркета ценам в связи с получением ими взятки, т.н. «отката». Не исключена также возможность совершения хищений сотрудниками охраны в сговоре с персоналом.
Следует отметить, что рассмотрены наиболее характерные способы совершения краж и хищений как персоналом, так и покупателями. В зависимости от особенностей и специфики функционирования сетевого магазина, возможны другие способы хищений.
Организационные, оперативно – технические мероприятия по выявлению и предотвращению хищений в сетевых супермаркетах.
С целью минимизации рисков, связанных с кражами и хищениями рекомендуется: 
1. Выявление причин и условий, способствующих совершению хищений.
На основании данных, полученных в ходе инвентаризаций, в случае выявления недостач, возникших в результате хищений товарно-материальных ценностей, управляющий персонал сети, совместно со службой безопасности осуществляет комплексный анализ причин и условий, которые способствовали совершению преступлений и остались не выявленными службой безопасности (недееспособность существующей системы охраны и безопасности супермаркета, непрофессиональные действия сотрудников охраны, сомнительная лояльность персонала, неэффективность применяемых технических средств и пр.). На основе данных анализа управленцами принимается решение о внесении соответствующих изменений в действующую систему безопасности, производится реинжиниринг кадров, оборудование супермаркета техническими средствами и т.д.
2. Организационные мероприятия по предупреждение хищений.
Организационные мероприятия включают в себя: 
- проверка лояльности персонала, осуществляемая сотрудниками департамента по персоналу и службы безопасности при приеме на работу путем изучения автобиографических данных, проверки по предыдущим местам работы и изучением причин увольнения, проверка кандидата по базам данных на предмет судимости, привлечения к административной ответственности. Следует отметить, что в настоящее время органы внутренних дел предоставляют официальные платные услуги по предоставлению справки о наличии либо отсутствии судимости физического лица;
- проверка лояльности и благонадежности, склонности к хищениям персонала с помощью проведения скрининговых (кадровых) проверок с использования полиграфа. Полиграф (детектор лжи) - комплексная компьютерная аппаратная методика измерения уровня психологического стресса у человека, позволяющая выявить скрываемую информацию;
- проведение службой безопасности «контрольных закупок», тестирования кассиров на внимательность путем проведения аналогичным образом «контрольных краж»;
- допуск покупателей в торговый зал производится только после того, как их личные вещи (пакеты, сумки пр.) сданы в камеру хранения. Возможно также установления допуска покупателей в торговый зал только по зарегистрированной карточке клиента. Выявленные при попытках хищения из супермаркета товаров покупатели лишаются карточки клиента, регистрируются в списке и в дальнейшим не допускаются в магазины сети;
- использование закрытых стеклянных витрин, в которых находятся малогабаритные дорогостоящие товары (мелкая техника, эксклюзивные алкогольные напитки пр.). В таком случае, чтобы получить выбранный товар покупателю необходимо обратиться к продавцу, который передает данный товар не ему в руки, а на кассу;
- использование методов психологического воздействия, под которым следует понимать постоянную демонстрацию присутствия охраны, видеонаблюдения. Дополнительной мерой психологического воздействия, могут стать специальные объявления, информирующие о том, что контроль в торговом зале осуществляется с помощью видеонаблюдения, размещение зеркал в местах, позволяющим сотрудникам СБ и персоналу супермаркета наблюдать за большим пространством, в том числе на кассе. Так, возможно совершение покупателем хищения в случае, когда он не выкладывает весь товар из тележки, а кассир, находящийся на кассе не видит, что в ней находится. Установление на кассе зеркал призвано также оказывать на покупателя психологическое воздействие.
С целью предотвращения хищений персоналом супермаркета непосредственно в торговом зале, в ходе разгрузки, приемки товаров, перемещений из торгового зала на склад и наоборот, работы кассира в кассовой зоне, возможных злоупотреблений при закупке товаров, рекомендуются следующие организационные мероприятия:
- организация контроля разгрузки и приема товара на склад управляющим персоналом супермаркета, который непосредственно присутствует при приеме товара.
- минимизация перемещений, при которой в торговый зал товары поступают без ограничений, перемещение из зала на склад находится под контролем. С этой целью устанавливаются ограничение доступа, двери с кодовыми замками, введения личных карточек (в т.ч. магнитных) с определением уровня доступа и т.д.
- для предотвращения хищений при возврате товара рекомендуется введение ограничений, когда продавец не имеет права осуществлять операции по возврату товара, а обязан лишь информировать о наличии просроченного, испорченного иного некондиционного товара. Решение о возврате товаров принимается управляющим персоналом, который осуществляет контроль в случае возврата.
- для предотвращения хищений персоналом супермаркета мелких товаров (сигарет, жвачек пр.) а также кассирами денежных средств, рекомендуется ввести правило, согласно которому личные вещи, наличные средства персонала оставляются вне торгового зала и складских помещений в специально оборудованном помещении при условии их сохранности. Возможно применение так же маркировки личных вещей.
- с целью предотвращения хищения денежных средств, возможных злоупотреблений кассирами, наряду с использованием кассового оборудования и видеонаблюдения, рекомендуется установление следующих правил: отпуск товара по ценам, установленным на кассовом аппарате, что исключает возможность оформления чека на базе сумм, вручную вводимых кассиром; возврат товара и аннулирование чека производятся только с разрешения управляющего персонала с предоставлением в кассовом отчете за смену статистики по операциям возврата и аннулирования чека. 
- для выявления возможных злоупотреблений персонала супермаркета в ходе хозяйственной деятельности при закупке товаров, службе безопасности рекомендуется изучение и проведение системного анализа на всех стадиях движения товара и денежных средств, проведение т.н. маркетинговых исследований (поиск и сравнительный анализ закупочных цен на товары, реализуемые в сети магазинов). В случае выявления завешенных цен осуществляется анализ условий поставки и прочие условия, по результатам чего возможно выявить злоупотребления сотрудников предприятия.
3. Оперативно – технические мероприятия по предотвращению хищений и краж.
Наряду с организационными мероприятиями по предотвращению краж и хищений в сетевых супермаркетах, создания ряда административных процедур и системы контроля, несомненно главенствующая роль отводится оперативной работе сотрудников службы безопасности супермаркетов и применение технических средств обеспечения безопасности и контроля доступа, систем электронного слежения за товарами, защиты от краж, кассового оборудования и видеонаблюдения.
С целью выявления лиц, как покупателей так и сотрудников супермаркета, вынашивающих умысел либо готовящихся к совершению преступления, сотрудниками СБ супермаркета должна вестись непрерывная агентурно - оперативная работа. Для негласного сотрудничества сотрудниками СБ подбираются лица из персонала супермаркета, включая все отделы организации (кассиры, работники торгового зала и склада, менеджерский персонал, финотдел и бухгалтерия пр.). Для качественного оперативного перекрытия, в указанных структурных подразделениях сетевой компании должно быть как минимум два источника информации. (Количество негласных информаторов регулируется руководством СБ и устанавливается с целью перепроверки информации, полученной от источника).
Для предотвращения краж, наряду с организацией охраны торгового зала целесообразно осуществление негласного наружного (визуального) наблюдения в торговом зале. С этой целью на торговых площадях под видом покупателей работают сотрудники СБ, осуществляющие поиск по определенным признакам лиц, нацеленных на совершение краж. В случае выявления таковых, информация передается сотрудникам охраны, которые в последующем задерживают правонарушителей при их выходе из кассовой зоны и документируют факт попытки кражи.
Технические системы безопасности для торговых предприятий. 
Для построение комплексной системы безопасности с учетом специфики процессов, применяемых на различных торговых предприятия (гипер-супермаркетах, магазинах) используется индивидуальный подход к их техническому оснащению.
С целью обеспечение безопасности прилегающих территорий, парковки, внутренних, служебных, производственных, складских помещений и торговых площадей, контроля деятельности сотрудников, координация движения товаров на складах и организации комфортного пребывания посетителей на территории супермаркета, предотвращении краж и хищений рекомендуется использование современных систем безопасности основанных на инженерно - технических и программных средствах, с функцией фиксации, обработки и архивации данных. Метод построения данной системы организован по распределенной схеме взаимосвязи, получения и обработки данных с последующим анализом, архивацией и определением адекватных дальнейших мер, в том числе и оперативным реагированием различных исполнительных устройств. 
В современных сетевых магазинах применяются следующие технические средства:
1. Системы контроля доступа. Назначение - ограничение доступа сторонних лиц в служебные и иные помещения, упорядочение движения покупателей в торговом зале супермаркета на входах и выходах из торгового комплекса. 
Рекомендуется использование системы управления доступа сотрудников в помещения предприятия (кассу, склад, бухгалтерию, кабинеты руководства и СБ, производственные помещения пр.). 
Системы контроля доступа монтируются в виде турникетов, заграждений, замков, доводчиков, считывателей магнитных карт и контроллеров, она может быть простой и весьма сложной, позволяющей хранить данных о перемещении, вести учет рабочего временны, статистики перемещения сотрудников а также быть интегрированной с антикражными системами, видеонаблюдением и охранными системами.
Принцип действия данной системы заключается в следующем: сотрудник супермаркета получает магнитную карту, которая содержит информацию, что соответствует его уровню доступа согласно должностных обязанностей и полномочий. На дверях служебных помещений устанавливаются специальные считыватели карт и электронные замки. При подносе карты к считывателю процессор определяет владельца и уровень доступа. В сложных системах все данные о перемещениях сохраняются на жестком диске компьютера для дальнейшего анализа.
2. Системы видеонаблюдения, работающие в режиме реального времени, с возможностью ретроспективного просмотра записи и архивации данных. Видеокамеры (объективы) устанавливаются для просмотра всех секторов и участков охраняемых площадей. Для оперативного наблюдения динамической картины по перемещению покупателей или сотрудников используются поворотные купольные камеры. Сигнал с видеокамер через дополнительные устройства поступает на мониторы охраны и записывается на видео-носителе либо жестком диске компьютера. Наряду с видеонаблюдением применяется также использование зеркал.
3. Антикражные системы (радиочастотной, электромагнитной и акустомагнитной технологии). Предназначены для эффективной защиты товара, находящегося в торговом зале в условиях свободного доступа покупателей к товару.
Принцип действия антикражных систем основан на маркировке товара специальными защитными устройствами (этикетки, бирки), которые не позволяют вынести товар из торгового зала без оплаты. Для этого на выходе из торгового зала устанавливаются специальные антенные рамки, которые вырабатывают сигнал тревоги при попытке выноса неоплаченного товара.
Противокражные системы состоят из антенных рамок, которые устанавливаются на выходе из торгового зала или кассе; защитных устройств (бирки, этикетки), закрепляемых на товаре; съемных устройств и деактиваторов, которые, в свою очередь снимают или нейтрализуют защитные устройства.
4. Системы защиты товара на стеллажах (витринах) - эффективный способ защиты малогабаритных дорогостоящих товаров от краж. Принцип действия заключается в следующем: на товаре закрепляется специальный сенсор, подсоединяемый к линейному блоку и специальному блоку сигнализации при помощи провода. При попытке отсоединить сенсор, либо разорвать провод - блок сигнализации подает звуковой сигнал. Блок сигнализации имеет встроенное резервное питание, которое позволяет системе работать при пропадании основного питания.
5. Зеркала безопасности. Назначение - предотвращении попыток краж товара, размещенного на полках и стеллажах в торговом зале в местах, находящихся вне зоны прямой видимости. Принцип действия: зеркала наблюдения устанавливаются в торговом зале таким образом, чтобы расширить сектор обзора охраняемых площадей для сотрудников, отвечающих за сохранность товара. Размер зеркал и форма подбирается в каждом случае индивидуально, однако всегда действует общее правило: чем больше зеркало, тем лучше в него будет видно. В супермаркетах применяются обзорные и сферические (купольные) зеркала.
Обустройство торгующих организаций вышеуказанными техническими средствами не является догмой, использование вышеуказанных систем во многом зависит от специфики функционирования супермаркета. Наряду с указанными системами применяются охранные сигнализации, стационарные и носимые кнопки экстренного вызова наряда милиции, невозможно также обойтись без систем оперативной связи и оповещения, обеспечивающих систем (электропитания, охранного освещения пр.).
Для эффективного функционирования комплекса систем безопасности супермаркета, с учетом всех особенностей объекта, рекомендуется применение зонального принципа обеспечения безопасности. Суть его состоит в том, что как внешняя так и внутренняя территория условно разделяется на зоны интересов пользователей.
Разделяют пять зон:
1. Подъездные пути, прилегающая территория и парковка.
Для обеспечения безопасности данной зоны рекомендуется организация системы контроля и ограничения доступа (шлагбаумы, автоматические турникеты), наблюдения за движением гостевого автотранспорта, его парковкой, видеонаблюдения, что позволит предотвратить возможные угоны автотранспорта. Целесообразно организовать также систему пропуска автотранспорта с автоматизированной выдачей документа, позволяющего фиксировать дату, время пребывания автомобиля в парковочной зоне. В обязанности сотрудников СБ необходимо также включить визуальный контроль прилегающей территории и подъездных путей.
2. Входы, выходы из супермаркета.
Обеспечение безопасности этой зоны осуществляется с помощью применения технических средств и физической охраны. За передвижением посетителей и сотрудников супермаркета организовывается непрерывное видеонаблюдение. При возникновении нештатных ситуаций информация немедленно передается сотрудникам СБ для реагирования. В зависимости от специфики супермаркета, входы и выходы обустраиваются системами контроля доступа и антикражными системами, что исключает возможность хищения товара из торгового зала. Управление потоками движения людей в торговом комплексе при входе и выходе осуществляют автоматические турникеты.
3. Торговые площади (залы, витрины, стеллажи).
Безопасность торговых залов обеспечивается комплексно техническими средствами (видеонаблюдение, антикражные системы, системы защиты товара на стеллажах, зеркала безопасности) и деятельностью сотрудников СБ по поиску и выявлению лиц, нацеленных на совершение краж. Сотрудники СБ, находящиеся в торговом зале, в том числе действующие под видом покупателей, оснащены портативными средствами связи для координации их действий.
4. Кассовая зона.
Обеспечение безопасности и контроль в кассовой зоне осуществляется с помощью вышеуказанных технических средств, позволяющих фиксировать действия кассира и покупателей. Следует обратить внимание, что в точке расчета за товар, как указывалось выше, возможно не только выявление краж, совершенных посетителями, но и хищений, совершаемые кассирами, либо по сговору. С целью предотвращения подобных фактов, использование видеонаблюдения, зеркал безопасности, антикражных систем должно быть интегрировано в единую систему фиксации, обработки и архивации данных. 
Данные, поступающие из зон, находящихся под видеонаблюдением, в том числе кассовой, включая монитор кассового аппарата, концентрируются в аппаратной комнате с дальнейшей обработкой серверами, объединенными в единую локальную сеть. Сотрудник СБ - оператор имеет возможность вести визуальное наблюдение за каждой зоной, с детализацией каждого помещения при помощи интегрированной цифровой системы видеонаблюдения. Архивация данных в цифровом виде осуществляется в специальные хранилища, которые обеспечивают длительное хранение данных и сохранность информации. Оператор также имеет возможность вносить корректировки в работу сотрудников СБ непосредственно из аппаратной. При возникновении внештатной ситуации, например в случае совершения хищения товара по предварительному сговору покупателя и кассира, когда последний имитирует проведение штрих – кода, реально не проведя товар, на мониторе оператора чек на отпуск товара будет пустым, дальнейшее информирование оператором сотрудников СБ приведет к предотвращению хищения. 
5. Служебные и складские помещения.
Обеспечение безопасного функционирования служебных и складских помещений осуществляется с помощью систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, в т.ч. скрытого. Возможность архивации данных и статистика учета рабочего времени, перемещения сотрудников, прибытия автотранспорта с точными временными и визуальными данными, анализ действий обслуживающего персонала позволяют контролировать как приемов товаров так и предотвратить факты возможных хищений сотрудниками супермаркета. 
Не следует исключать также возможность совершения хищений персоналом в сговоре с сотрудниками СБ. В данном случае руководству СБ рекомендуется организация скрытого видеонаблюдения, месторасположение скрытых видеокамер должно быть неизвестно иным сотрудникам, за исключением определенного круга, что позволит выявить недобросовестного сотрудника, либо факты хищений товаров.
Действия сотрудников службы безопасности супермаркета при выявлении фактов краж и хищений.
Предупреждение хищений и краж товарно-материальных ценностей в супермаркетах во многом зависит от деятельности сотрудников службы безопасности их технической оснащенности, координации действий. При выявлении попытки совершить хищение сотрудниками СБ должны быть приняты меры по документированию данного факта и задержанию лица.
Немаловажное значение предается профессионализму сотрудника СБ. Так, в случае выявления лица, предпринявшего попытку хищения товара в торговом зале, не следует задерживать последнего на месте, необходимо предоставить ему возможность пройти к кассовой зоне и уже непосредственно на выходе произвести задержание с похищенным товаром. Это необходимо для доказывания преступного умысла. Подобный результат может быть достигнут слаженностью работы сотрудников СБ, оперативностью и достоверностью передаваемой информации, координацией их действий.
В любом случае при выявлении хищений покупателями, сотрудниками супермаркета, действия данных лиц должны быть задокументированы.
Документирование преступной деятельности осуществляется с помощью технических средств как то: видеозапись. В случае обнаружения у лица неоплаченного товара при выходе из кассовой зоны это должно быть отражено в акте, который составляется комиссионно. В дальнейшем, при просмотре видеозаписи, отображающей действия задержанного, направленные на совершение кражи, данная запись может служить доказательством виновности. О случившемся немедленно сообщается в территориальный орган внутренних дел, сотрудникам которого и должен быть передан правонарушитель. Наличие видеозаписи, актов и докладных записок сотрудников СБ, передача правонарушителя с доказательствами его виновности в совершенном гарантирует невозможность исковых требований задерживаемого лица к супермаркету.
По всем фактам выявленных хищений руководству СБ необходимо проводить служебные расследования, изучать условия, способствующие хищению, разрабатывать и внедрять механизмы их устранения.
Несколько слов о законодательном урегулировании.
В действующем законодательстве Украины не предусмотрена возможность досмотра личного имущества граждан сотрудниками службы безопасности частных и коммерческих структур, в связи с чем иногда между покупателями и сотрудниками СБ возникают конфликты. В данном случае, сотрудникам СБ необходимо аргументировано заявить покупателю о необходимости предоставления его вещей, основанием к этому может служить срабатывание антикражной системы, сигнализации, видеозапись. Может быть также применен психологический прием – если Вам (покупателю) нечего скрывать, почему Вы не хотите предоставить покупки для осмотра?
Необходимо также учитывать, что согласно ч. 1 ст. 38 Уголовного Кодекса Украины (Задержание лица, совершившего преступление) не являются преступными действия потерпевшего и других лиц непосредственно после совершения посягательства, направленные на задержание лица, совершившего преступление и доставления его соответствующим органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания такого лица.
По всем замечаниям, вопросам и предложениям, связанным с данной публикацией, просьба обращаться по адресу: meta_bezpeka@ukr.net


Категория: Контроль и безопасность | Добавил: Rakar (25.09.2009) E
Просмотров: 3495 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz