Процедура банкротства предприятия предусмотрена многими нормативными актами, в частности Гражданским Кодексом, Хозяйственным Кодексом и другое. Однако, основным нормативным актом, который регулирует процесс банкротства предприятия, является Закон Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом" (дальше Закон). Согласно Закона дело о банкротстве предприятия может инициировать как кредитор, так и должник. При подаче заявления о банкротстве предприятия кредитором должника необходимо наличие ряда обстоятельств, в частности - - должник должен иметь денежное обязательство перед кредитором (обязанность оплатить определенную сумму средств). К денежным обязательствам не относятся недоимка (пеня и штраф), определенная на дату подачи заявления в хозяйственный суд, а также обязательства, которые возникли в результате причинения вреда жизни и здоровью граждан, обязательства из выплаты авторского вознаграждения, обязательства перед основателями (участниками) должника, - юридического лица, что возникли из такого участия; - сумма денежного обязательства должна превышать размер в 300 минимальных размеров заработной платы на момент вынесения постановления о признании должника банкротом; - денежное обязательство должно быть бесспорным в понимании положений Закона о банкротстве. Согласно Закона бесспорные требования - это требования кредиторов, признанные должником, другие требования кредиторов, подтвержденные исполнительными документами или расчетными документами, за которыми в соответствии с законодательством осуществляется списание средств из счетов должника. Следует отметить, что при рассмотрении дел о банкротстве предприятия, сложилась судебная практика, при которой Суд не рассматривает требования признанные должником как бесспорные, поскольку они исключены из списка документов, за которыми проводится исполнительное производство. Также, одним из условий доказательства бесспорности, Суд в обязательном порядке требует, чтобы было открыто исполнительное производство по взысканию долга из должника через исполнительную службу, и, чтобы с момента открытия такого производства прошло свыше трех месяцев. Законом предусмотрена возможность подачи заявления о банкротстве предприятия также и самим должником. Требования к заявлению о банкротстве предприятия от должника несколько отличаются от заявления о банкротстве предприятия от кредитора. Основной разницей является предоставление должником соответствующих доказательств своей неплатежеспособности, в частности таких как - размер задолженности из уплаты страховых взносов; задолженность по кредитам; задолженность из уплаты по возмещению причиненного морального и материального вреда; наличие у должника имущества и другое. Также Законом предусмотрены случаи обязательного обращения должника в суд с заявлением о банкротстве предприятия. Не обращение с таким заявлением тянет за собой ответственность основателей, директора, ликвидатора (если такой имеется) должника перед кредиторами всем своим имуществом по неудовлетворенным требованиям кредиторов. Процедура банкротства предприятия - это сложный и иногда достаточно длительный процесс, но банкротство предприятия приносит ряд позитивных преимуществ, как для кредитора, так и для должника.
В частности при банкротстве предприятия должник имеет такие выгоды:
Должник сам может контролировать и инициировать процесс банкротства предприятия. Используя процедуру банкротства предприятия можно на законных основаниях отсрочить выполнение своих обязательств перед кредиторами на период работы ликвидационной комиссии без негативных последствий для себя (поскольку законодательством предусмотрено введение моратория на удовлетворение требований кредиторов с момента начала производства по делу о банкротстве предприятия).
Начисление неустойки (штрафу, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности предприятия банкрота останавливается.
Снимается арест, наложенный на имущество должника, а также другие ограничения относительно распоряжения имуществом.
Наложения новых арестов или других ограничений относительно распоряжения имуществом предприятия банкрота не допускается.
Заключение договоров об отчуждении имущества должника и выполнения им обязательств осуществляется в особенном порядке, предусмотренном законодательством.
Срок осуществления всех денежных обязательств банкрота и обязательства относительно уплаты налогов и сборов считается таким, который наступил.
Процедура банкротства предприятия длится не больше 12 месяцев (но может быть продолжена судом и до 18 месяцев).
Упрощается процедура ликвидации предприятия, поскольку при ликвидации предприятия через процедуру банкротства предприятия не нужно в обязательном порядке проведения внеплановой выездной проверки налогоплательщика органом государственной налоговой службы.
Ликвидацию через банкротство предприятия можно завершить значительно быстрее, чем стандартный процесс ликвидации предприятия.
Кредитор в рамках процедуры банкротства предприятия должника также получает ряд выгод:
Очень часто процедура банкротства предприятия - это единственная возможность взыскания долга из неплатежеспособного предприятия.
При невозможности возвращения задолженности должником кредитор имеет возможность законно списать его как безнадежную задолженность.
Кредитор получает возможность изменения неподходящего руководства компании-должника.
Таким образом, процедура банкротства предприятия, которая проведена грамотно и взвешенно, принесет выгоды, как кредитору, так и должнику, и нивелирует все риски и негативные последствия банкротства предприятия для заинтересованных лиц.
Глава 23: ПРИЗНАНИЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БАНКРОТОМ
Статья 209. Невозможность субъекта предпринимательства
1. В случае неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, территориальной общиной или государством иначе как через восстановление его платежеспособности этот субъект (должник) соответственно части четвертой статьи 205 этого Кодекса признается несостоятельной. 2. Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе как через применение определенной судом ликвидационной процедуры считается банкротством. 3. Субъектом банкротства (далее - банкротом) может быть лишь субъект предпринимательской деятельности. Не могут быть признаны банкротом казенные предприятия, а также отделенные структурные подразделы хозяйственной организации. 4. Относительно банкротства государственных коммерческих предприятий законом предполагаются дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа.
Статья 210. Кредиторы неплатежеспособных должников
1. Кредиторами неплатежеспособных должников есть субъекты, указанные в части первой статье 209 этого Кодекса, которые имеют подтвержденные соответственно законодательству требования к должнику относительно денежных обязательств, включая кредиторов, требования которых полностью или частично обеспеченные залогом. Правами кредиторов относительно неплатежеспособных должников пользуются также определенные законом органы взыскания налогов, собрания (обязательных платежей). 2. В случае если до одного должника имеют денежные требования одновременно два или больше кредитора, они образовывают собрание (комитет) кредиторов соответственно требованиям закона.
Статья 211. Мероприятия по предотвращению банкротству субъектов предпринимательства
1. Основатели (участники) субъекта предпринимательства, собственник имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, в границах своих полномочий обязанные принимать своевременные меры относительно предотвращения его банкротству. 2. Собственники имущества государственного (коммунального) или частного предприятия, основатели (участники) субъекта предпринимательства, которое оказалось неплатежеспособным должником, кредиторы и прочие лица в границах мероприятий по предотвращению банкротству указанного субъекта могут подать нему финансовую помощь в размере, достаточном для погашения его обязательств перед кредиторами, включая обязательства относительно уплаты налогов, собрания (обязательных платежей), и восстановление платежеспособности этого субъекта (досудова санация). 3. Представление финансовой помощи должнику предусматривает его обязанность взять на себя соответствующие обязательства перед лицами, которые подало помощь, в порядке, установленному законом. 4. Досудова санация государственных предприятий осуществляется за счет бюджетного средства, объем которых устанавливается законом про Государственный бюджет Украины. Условия проведения досудової санации государственных предприятий за счет других источников финансирования соглашаются с органом, наделенным хозяйственной компетенцией относительно должника, в порядке, установленному Кабинетом Министров Украины.